Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
 
Главная » 2014 » Март » 28 » Волхвы и иисус. Борис Якеменко
03:37

Волхвы и иисус. Борис Якеменко





волхвы и иисус

В храм Христа Спасителя с Афона прибыли великие реликвии христианского мира – «Дары Волхвов». Это золото, ладан и смирна, которые волхвы в принесли Иисусу Христу, согласно православной традиции, на двенадцатый день после Его Рождества. Церковное предание называет и имена их - Гаспар, Мельхиор и Валтасар.
95345176_large_volxvi1
Евангелие от Матфея говорит об этом событии следующим образом:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». (Мф.2.2.1-12)

nativity-of-Christ-rojdesetvo-hristovo-24-th-25-th-december-and-6-th-against-7th-January-both-correct-and-unifying-orthodox-church
Детали данного повествования вызывали и вызывают множество вопросов и толкований. Слово «волхвы» в русской традиции означало языческих жрецов. В греческом тексте Евангелия стоит слово , которое можно перевести, опираясь на греческую традицию, как «зороастрийские жрецы» или «вавилонские жрецы-астрологи». Спорят о числе волхвов (в Писании нет указания на количество), о природе звезды, об их именах, об их происхождении, об их дальнейшей участи. По преданию, волхвы приняли крещение от апостола Фомы и погибли мученической смертью. Во многих реликвариях Западной и Восточной Церкви сегодня есть частицы их мощей, сами же мощи хранятся в Кельнском соборе.
_MG_8880_1295365055
Гробница волхвов в Кельнском соборе.

Нет споров только об их дарах. Известно, что это были не просто подарки Спасителю – это было символическое начертание Его жизненного пути. Золото было даровано Ему, как Царю мира. Ладан – как Богу. И, наконец, Смирна, употреблявшаяся в древнем Израиле для бальзамирования тела умершего, указывала на смерть и Воскресение Спасителя, на Его искупительную жертву. Сегодня частицы даров, поднесенных Христу, хранятся на святой горе Афон, в монастыре святого Павла и покинули место своего пребывания впервые за несколько сотен лет.
Полезно вспомнить, что именно благодаря волхвам до сих пор все мы – верующие и неверующие – ежегодно два раза воспроизводим этот обряд. Дарим друг другу подарки на Новый Год и на день Рождения.
gus
На тему значения реликвий в жизни человека и общества написано множество книг. Богословски связь реликвий и икон была установлена еще в эпоху иконоборчества, так как иконоборцы выступали не только против почитания икон, но и против почитания реликвий. Таким образом, святыня есть зримое присутствие в нашей жизни самого Спасителя, Матери Божией и их святых и почитание святынь есть одна из форм выражения нашей веры в Бога. В средневековье реликвии играли огромную роль в консолидации общества, именно вокруг реликвий часто выстраивались государственно-политические концепции. Сегодня, в ситуации, когда любое общество очень стратифицировано, реликвия становится точкой, объединяющей самых разных людей, являющей всем – и верующим и неверующим – истинные ценности. Кроме того, явление той или иной реликвии людям (как в данном случае) есть зримое доказательство того, что Господь в своих святынях особым образом приходит в нашу страну, к людям, живущим в ней. Это знак особой милости Божией, что доказано огромным культурным и религиозно-историческим опытом.
a2992dc8cae1b10a80e7698ec9ea7b3f
Какое значение в жизни каждого человека имеют святыни? Святыни, прикосновение к ним – это инструменты, предназначение которых в том, чтобы исправить деформации человеческой жизни и личности, изменить человека к лучшему. Человек, стоящий в очереди к святыне, входящий в храм, припадающий к ней на несколько часов или минут становится другим, не думает о том, что его окружает, возвращается к себе самому, над ним в эти минуты ничто не властно. Несколько минут молитвы у святыни это его личные несколько минут, прожитые именно для себя, а не для жизненных обстоятельств. У человека, пребывающего рядом со святыней, разрушаются многие сомнения и стереотипы. Одно дело читать в Евангелии про дары волхвов или видеть их на иконе. И совсем другое – видеть эти дары своими глазами, прикладываться к ним, тем самым дарам, которые видели и держали в руках волхвы, Праведный Иосиф, Господь и Матерь Божия. Визуальный опыт, в отличие от опыта, полученного в ходе прочтения текста, не требует доказательств. Эти дары видел и осязал Спаситель – а теперь видим мы. Господь и Матерь Божия захотели поделиться с нами своей радостью от обретения этих даров. И этим все сказано, этим стирается временная граница, мы становимся соучастниками таинства рождения Христа в мир.
6546
Дары Волхвов – особая святыня. Это первый дар благодарного человечества Господу, зримое свидетельство великой радости тысяч людей, дождавшихся, наконец, прихода Спасителя. Заветом Бога и человека за несколько тысяч лет до прихода Спасителя стала радуга, явленная Богом Ною. Заветом человека и Бога становятся дары Волхвов, первым выражением признательной веры людей в Христа Мессию, означавшие что «мы видим Тебя своими глазами. Мы знаем, Кто Ты и что с Тобой будет. Мы верим в Тебя». И раз эти святыни дошли до нас, то это значит, что Матерь Божия хранила их всю свою жизнь как драгоценность и заповедала хранить другим. Значит для Нее они имели особое значение. Если Она хранила их с благоговением, то тем более мы сегодня, через две тысячи лет, обязаны хранить их и благоговейно приходить к ним.

Для чего нужна любому человеку святыня? Подчеркнем – именно «любому». Святыня это критерий истины, это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах, это то, что задает масштаб всему, что человек делает, точка отсчета. В.Даль определял, что святыня это «вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом… Святыня – это то, чему поклоняемся, что чтим нерушимо». Именно благодаря тому, что существуют святыни, мы знаем, что такое фетиш и идол, вне зависимости от того, как последние выглядят и сколько стоят, понимаем, что хорошо, что плохо, и что посредственно, знаем, к чему стремиться и от чего избавляться. П.А.Флоренский называл святыню «отверстием, пробитым в нашей субъективности», то есть присутствием Истины в нашей жизни, где все запутались в склонениях и полутонах.

Именно святыня, отношение к ней задают масштаб человеческой личности. Одни, узнав про Дары Волхвов, Андреевский Крест, Пояс Матери Божией, встают и идут встретиться с Господом, Его Матерью, первым апостолом. Радость чаемой встречи заслоняет от них все остальное – долгую дорогу, часы в автобусе и очереди, погоду, усталость, промокшие ноги, невозможность присесть. Другие, сидя дома перед экраном с кофейком и тарталеткой, дотошно подсчитывают количество частей Пояса Богоматери в мире, измеряют объем кусков андреевского Креста, выражают сомнения в возможности сохранения Даров в течение столь долгого времени, сокрушаются о пробках, туалетах, вип-входах, спецпропусках.

Кстати, поскольку мы заговорили о вип-входах и пропусках, чуть-чуть задержимся на этой надоевшей и сознательно раздуваемой теме. В прошлый раз эта тема волновала вражескую «Новую газету» и содержанку Собчак. Сегодня это, конечно же, «Эхо Москвы» и некий «блогер» оттуда Эка Векуа (судя по имени, оно, то самое, сошло с пальмы в Папуа Новой Гвинее). Не будем пускаться в долгие разъяснения. Незачем. Будем кратки. «Да. Вип-вход. И что? И ЧТО?» Как это влияет на благодатность святыни? На тех, кто, искренне веруя, стоит у стен храма в ожидании встречи с Дарами Волхвов? Что бы там ни было, это вопрос личной совести тех, кто проходит в этот вход. Венедиктову то что? Он, что ли, стоит в этой очереди? Или вот «это», Векуа? Душа у них болит о народе? О святыне? Хватит уже, провокаторы. Надоело. Господь как-нибудь сам разберется со входами в Свой дом. Не вам касаться этой темы.

Что же касается проблемы подлинности. Такого рода сомнения, появляющиеся у различных ангажированных скептиков из СМИ, обычно имеют своей целью не поиск правды (эти сомнения всегда бездоказательны), а желание разрушить молитвенный настрой у тех, кто идет к святыне, а говоря проще - нагадить в душу. Поэтому слушать этих людей, которые передают «бабьи басни и забобоны», например, о том, что из частиц Креста Господня можно построить корабль, вовсе не обязательно. Тем более, что и корабль построить невозможно – в частицах сегодня сохранилось меньше половины Креста, о чем свидетельствуют специальные исследования, а не бложики. Людей искренне верующих проблема подлинности не очень волнует. Хотя бы потому, что почитание реликвий имеет интенциональный характер. То есть Господь дает каждому человеку по его вере и молитве, даже если человек молится у сомнительных реликвий. Кроме того, Господь, который есть Истина, давно бы указал на ее неподлинность знамениями и явлениями. Этого, как мы знаем, не было.
100767
В очередной раз сотни тысяч людей в наши дни показали всем и самим себе, что в их жизни есть вещи, ради которых они готовы терпеть любую нужду и лишения. То есть у них есть понятие Истины, истинных ценностей, поскольку истина (в отличие от всегда субъективной правды) это то, что «есть», что представляет собой реально существующую, объективную, непреходящую ценность. И за эти ценности они готовы страдать, а может даже и умирать. В эти дни в жизни тысяч людей прибавилось радости, в сердцах мира, в душе покоя. Десятки, как это обычно бывает, получат исцеления. Не только физических, но и душевных болезней. Хорошо известно, что многие люди, пришедшие к святыне из любопытства, «по традиции», вместе с кем-то за компанию, отходят от нее глубоко задумавшимися. Ибо то чувство подлинной радости, «Света Тихого» (в греческом оригинале «радостного»), которым наполняется сердце при прикосновении к святыне, невозможно создать никакими современными технологиями. И главным источником этой радости становится уверенность в том, что Он здесь. Она, Его Матерь, здесь. Посреди нас. Вместе с нами. Часто человек идет к святыне просить «пользуясь случаем» и заранее ждет «правильного» ответа на свою просьбу. То есть святыня для него средство. А подойдя и ощутив эту радость, просто говорит «да будет воля Твоя». И святыня становится источником Жизни, Нечаянной Радостью и Надеждой Ненадежных.

Так что будем радоваться и благодарить Бога за то, что он дал нам возможность прикоснуться к Дарам Волхвов.



Источник: boris-yakemenko.livejournal.com
Просмотров: 209 | Добавил: thimalwas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

[ Архив записей ]

[ Друзья сайта ]
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz