Среди многочисленных свидетелей, присутствующих на суде Истории,
есть тот, кого мы с полным правом можем назвать необыкновенным,
неповторимым, из ряда вон выходящим. Его свидетельство стало
известно в одночасье по всему миру, ибо не заметить его просто было
невозможно. И этим свидетелем является… звезда! «Когда же Иисус
родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода, пришли в Иерусалим
волхвы с востока, и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы
видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему… И се,
звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец
пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2:1-2,
9).
С наступлением века научно-технического прогресса эти Библейские
слова походят на сказки, в которых очень часто упоминаются звезды,
помогающие героям. Именно так эти слова о Вифлеемской звезде было
принято рассматривать в советской литературе, и именно так их и
сегодня воспринимают люди, читая Евангелия. Но совсем не так их
воспринимал крупнейший немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630).
Будущий астроном родился 27 декабря 1571 года близ Штутгарта, в
обедневшей дворянской протестантской семье. Вначале он учился в
Тюбингене на богословском факультете, а затем занялся изучением
астрономии, которой и посвятил всю свою жизнь. Приступая к изучению
астрономии он сказал: «Прославлять Бога можно не только
богословием» [1]. И этот девиз
он с честью нес на протяжении своей жизни. Словари и энциклопедии
называют Кеплера отцом современной астрономии, гениальным ученым,
многие открытия которого были оценены и поняты только в 19 веке. Он
вывел и доказал наличие следующих законов:
- Планеты движутся по эллипсам, в фокусе которых находится
Солнце.
- Площади, описываемые радиусом-вектором, пропорциональны
времени.
- Кубы расстояний планет до Солнца пропорциональны квадратам
времен обращений.
Он
впервые солнце называет звездой, составляет таблицы рефракции и
таблицы движения солнца и планет, он вычислил теорию логарифмов,
объяснил механизмы приливов и отливов, предсказал существование
планет между Юпитером и Марсом, наличие спутников у Марса, и пр., и
пр. Самой заветной мечтой жизни Кеплера, как христианина и ученого,
было найти Вифлеемскую звезду. И вот однажды ночью 17 декабря 1603
года, сидя за телескопом в Градчанах (Прага), Кеплер наблюдал так
называемое «соединение» планет, то есть, такое состояние, когда два
небесных тела оказываются в одном градусе долготы, приобретая вид
единого яркого светила. В ту ночь произошло «соединение» Сатурна и
Юпитера в созвездии Рыб, и необыкновенное их сияние навело
астронома на мысль о том, что подобное могло иметь место и в канун
Рождения Христа. Способствовало этому взгляду и то, что согласно
древнееврейским традициям «считалось, что соединение Сатурна и
Юпитера в Рыбах является предвестием прихода Мессии» [2].
В процессе последовавших затем математико-астрономических
вычислений он установил, что такое «соединение» планет имело место
в 7 году до Р. Хр., причем трижды (!) в течении одного года! Однако
со временем открытие Кеплера было забыто, а точнее, просто
игнорировалось, дескать, мало ли что могли открыть в 17 веке, и
неужели в 20 веке современным астрономам затруднять себя проверкой
вычислений какого-то Кеплера, представлявшего уже интерес скорее с
точки зрения истории астрономии! Однако «в 1923 году немецкий
ученый П. Шнабель расшифровал нововавилонские клинописные документы
знаменитого научного заведения древнего мира — Астрологической
школы в Сиппаре в Вавилонии. Среди бесконечных перечней
однообразных дат он наткнулся на замечание о положении планет в
знаке Рыб. Юпитер и Сатурн находились там неподалеку друг от друга
на протяжении пяти месяцев. В пересчете на современный календарь
это происходило в 7 году до Р. Хр.» [3]. Это открытие способствовало возвращению интереса
ученого мира к открытию Кеплера, заставив его проверить уже с
современных позиций и уровня развития науки. «В 7 году до Р. Хр.
Юпитер и Сатурн действительно образовали соединение в Рыбах, и, как
верно вычислил Кеплер, произошло это трижды. Математические расчеты
подтвердили и то, что это тройное соединение планет особенно
наблюдалось в области Средиземноморья. Расписание этой встречи
планет в системе современных астрономических вычислений выглядит
примерно так. Сближение Юпитера и Сатурна началось в конце февраля
7 года до Р. Хр., Юпитер вышел из знака Водолея, двигаясь по
направлению к Сатурну в знаке Рыб. Поскольку Солнце в тот период
также находилось в знаке Рыб, соединение терялось в его лучах.
Гелиакический восход обеих планет произошел только 12 апреля в
Рыбах; Юпитер и Сатурн находились на расстоянии 8 градусов долготы
друг от друга. Термин «гелиакический» означает первый видимый
восход небесного тела в лучах утренней зари. 29 мая произошло
первое полное сближение двух планет в 21-м градусе знака Рыб. По
долготе они отстояли друг от друга на 0 градусов; по широте — на
0,98 градуса. Видимость соединения на утреннем небе продолжалась
два часа. Второе соединение состоялось 3 октября в 18-м градусе
знака Рыб. 4 декабря имело место третье, последнее соединение
Юпитера и Сатурна. На сей раз оно происходило в 16-м градусе Рыб»
[4].
Господь сокрыл от нас точную дату рождения Христа.
Однако это время для нас приблизительно указано. Полученные данные,
основанные на показаниях Вифлеемской звезды, помогают нам сделать
ценные дополнения в общую картину этого события. Во-первых,
Рождество Христа не может относится ни к 25 декабря, ни к 7 января,
как то утверждают сегодня многие конфессии, ибо это противоречит
как самой Библии, где в Евангелии от Луки показано, что пастухи
находились со стадами в поле. Зимой же в Палестине скот в поле не
пасут, так как в это время задувают сильные ветры, бывает мороз, да
и травы в это время года просто нет. Более того, сами православные
богословы признают несоответствие между принятой датой празднования
Рождества и настоящей, фактической датой Рождения Спасителя. Так
протоиерей Александр Мень, один из ведущих современных теологов
пишет: «Поскольку Рождество отнесли впоследствии ко дню
солнцеворота, к 25 декабря, поклонение пастухов связывается в нашем
представлении с зимним пейзажем. Действительно в Палестине
снегопады в эту пору иногда бывают. Однако, как ни жаль
расставаться с укоренившейся традицией, надо признать, что
Евангелие ее не подтверждает. Св. Лука говорит, что Вифлеемские
пастухи «жили под открытым небом и стерегли ночью стадо свое». А в
декабре овец уже отправляли в укрытия. На пастбищах они находились
с марта до ноября; следовательно, Иисус родился в этот промежуток
времени» [5].
«Из документов явствует, что только в первой половине 4 века
римские христиане начали праздновать день Рождения Иисуса 25
декабря» [6].
«Первые отцы церкви и не приводили точных данных об этих датах.
Только в начале 4 века были предложены для рождества 25 и 28 марта,
2 и 19 апреля (этот последний день Климент Александрийский считал
более вероятным) и иногда — 29 мая… Выбор 25 декабря был сделан в
эпоху Константина и был связан с древним обрядом поклонения солнцу.
С далеких времен этот день, который римский календарь связывал с
зимним солнцестоянием, праздновали на Востоке и в средиземноморском
мире по случаю «возрождения» солнца, наиболее распространенного
божества, отождествлявшегося также с Митрой. Одержавшей победу
церкви было нетрудно приобщить к своему культу это исключительно
популярное празднование» [7].
«Римляне праздновали в это время рождение «непобедимого солнца»,
праздновали шумно, с танцами, пиршествами, обменом подарками.
Деловая жизнь в эти дни останавливалась, учреждения не работали,
школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры, даже
рабам разрешалось свободно веселиться. К празднующим язычникам
часто присоединялись и христиане. Один из анонимных сирийских
писателей-христиан объясняет со всей откровенностью, почему римская
церковь остановилась в конце концов на дате 25 декабря. Он пишет:
«У язычников был обычай праздновать 25 декабря день рождения
солнца. Во время празднеств зажигали огни. В этих торжествах и
веселье участвовали также христиане. Когда отцы церкви заметили,
что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день
праздновать Рождество Христово… Такое «примазывание» христианской
церкви к языческому празднику было одобрено не сразу и не всеми.
Сирийцы и армяне обвинили римских христиан в принятии языческого
культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том же, поскольку они
праздновали рождество 6 января, когда в Александрии отмечали
рождение бога Осириса, отождествляемого с солнцем» [8].
Итак, установление праздника Рождества на 25 декабря императором
Константином носило чисто политический характер, ибо принимая
христианство, как государственную религию империи, Константин хотел
примирить при этом как христиан, так и язычников. Поэтому языческие
праздники, близкие и привычные населению, стали носить христианские
названия [9].
Однако еще долгое время люди продолжали, хотя и называясь
христианами, праздновать не столько Рождество, сколько день
Солнца.
«Блаженный Августин (конец 4 — начало 5 века) призывал своих
братьев во Христе устраивать 25 декабря праздник не в честь солнца,
а в честь Того, Кто это солнце сотворил. Еще в 5 веке папа Лев
Великий (440-461) пишет в своем пастырском послании: «Есть среди
нас такие, которые считают, что праздновать надо не столько
рождение Христа, сколько восход нового солнца… Прежде чем войти в
собор святого апостола Петра, они останавливаются на лестнице,
поворачиваются и с благоговением склоняют головы в сторону
солнечного диска» [10].
История нам оставила страшные последствия соединения
христианства и язычества, истины с ложью, религии Бога с
сатанинскими культами.
«Св. Иустин и Тертуллиан еще во 2 веке по Р. Хр. поражались
сходству некоторых обрядов митранизма (Митра — бог солнца. —
Прим. А. О.) — с церковными. Христианские писатели говорили,
что это демоны, соблазняя верных, подражают Церкви» [11].
И сегодня не только история и многие богословы, но и Сам Бог
через Евангелия и Вифлеемскую звезду показывает и свидетельствует о
ложности этих установленных празднеств, приуроченных к дням
языческих богов.
Тройное соединение планет, произошедшее в 7 году до Р. Хр.,
помогает нам раскрыть и некоторые детали Евангельского рассказа,
ибо в Евангелии от Матфея 2:2 говорится о том, что волхвы, придя в
Иерусалим по звезде, начали спрашивать о месте рождения Царя. А в 9
тексте этой же главы сказано, что звезда их привела к самому этому
месту. Невольно возникает вопрос: зачем понадобилось мудрецам
расспрашивать в Иерусалиме о месте рождения Царя, если звезда
привела их к этому самому месту? Из контекста главы можно сделать
вывод, что когда волхвы оказались в Иерусалиме, звезды не было
видно, она «исчезла», а появилась снова лишь спустя какое-то
небольшое время, вновь засияв над Вифлеемом (во время второго или
третьего соединения планет). Еще раз хочется подчеркнуть, что
Господь намеренно не открыл нам на страницах Священного Писания
день Рождения Спасителя и поэтому высчитывать сегодня точную дату
Рождения Христа бесполезно и бессмысленно, ибо мы не располагаем
необходимой для этого информацией, и более того, это бы
противоречило Божьей воле. Имеющиеся данные позволяют лишь
утверждать, что сообщения Библии об обстоятельствах прихода в наш
мир Христа полностью и весьма всесторонне подтверждаются
историческими данными (Вифлеемская звезда, перепись Квириния). И
можно также с уверенностью утверждать, что Рождество Иисуса не
могло иметь места и не имело места зимой. И, наконец, третье. В
Послании апостола Павла к галатам сказано: «Но когда пришла полнота
времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от
жены, подчинился закону, Чтобы искупить подзаконных, дабы нам
получить усыновление» (Гал. 4:4-5).
Так вот, эта «полнота времени», о которой говорит апостол Павел,
также подтверждается, ибо в канун 1 века по Р. Хр. во всех уголках
мира действительно ждали Царя. Почти во всех странах мира от Индии
до Рима говорилось о появлении Великого Царя. Время императора
Августа характеризовалось, по словам академика Тураева, необычайной
популярностью апокалиптической литературы [12].
• «На Востоке распространено было давнее и твердое убеждение,
что… назначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром» [13].
• «После покорения Египта Римом придет бессмертный Царь»
(Сивилла, кн. 3, 42).
• «Из Иудеи должны выйти люди, которым предназначено
господствовать над миром» [14].
• Даже в Индии говорили, что около 1 века придет Освободитель [15].
Сходные ожидания мы находим и у Вергилия в 4 эклоге, и у Иосифа
Флавия в его книге «Иудейская война», 6 кн., гл. 5, 4; в это же
время греки ожидали Нового Диониса, и пр. Кстати, к этому времени
был осуществлен перевод Библии на греческий язык, который был в те
времена языком общения для всего мира, и благодаря этому Слово
Божье стало доступным для многих народов.
Конечно же, представления о Мессии индусов, греков, римлян были
далекими от истины, ибо господствовавшее столетиями в их землях
язычество, оккультизм уничтожали в сознании людей понятие об
Истинном Боге. Но Божьи дети были всегда во всех странах, и над
сердцами далеких от Палестины людей так же работал Святой Дух,
раскрывая весть Евангелия. И поэтому не случайно, когда апостолы
Христа и их последователи достигли далеких Индии и Китая, Рима и
Греции, они встретили неподдельный интерес у их жителей к Слову
Божьему, которое удивительным образом находило отклик в их сердцах
и разуме, хотя они до той поры и не слышали о Едином Боге и
Десятисловном Его Законе.
Поэтому не случайно и мудрецы (волхвы) с востока внимательно
следили за событиями истории, за знамениями в мире природы, ожидая
Пришествие Великого Царя. И поэтому так велика была их радость,
когда они увидели на небе необычайную Вифлеемскую звезду.
Сегодня наш Господь и Спаситель желает, чтобы подобно тому, как
2000 лет назад эта Вифлеемская звезда привела к Нему мудрецов с
Востока, она привела бы и каждого из нас к Нему своим ярким и
необычайным свидетельством о верности и точности Слов Нового
Завета, и о том, что сегодня у каждого из нас есть Спаситель
Христос!
Примем ли мы весть этой необыкновенной звезды, придем ли к Богу,
поклонимся ли Ему, как это сделали волхвы, признаем ли Его Царем и
Господином нашей жизни, зависит сегодня от каждого из нас.
В следующей главе мы познакомимся с председателем
синедриона.